Осетинские пироги: история и культура

Осетинские пироги: история и культура


Происхождение осетинских пирогов уходит в глубины прошлых тысячелетий. История и культура древнего народа менялась на протяжении многих веков, но, тем не менее, рецептура, форма и оригинальность выпечки осталась практически неизменной до наших времён. Для осетин она всегда была чем-то бо́льшим, нежели просто блюдом для повседневного или праздничного стола, они играли особую ритуальную роль, были частью и предметом культуры. 
По многовековой традиции осетины подают на стол на одной тарелке по три пирога, что имеет черты религиозного ритуала, который берет начало в глубокой древности. Важная часть духовной жизни осетин — застольная литургия, сопровождающаяся молитвами и выполнением необходимых обрядов. В системе застольных обрядов такая сиситема подачи блюд олицетворяет идеальную модель вселенной, которая по культовым представлениям состоит из верхнего, среднего и нижнего уровней мироздания.


Древние аланы, берущие своё происхождение от легендарных ариев, — черпали духовные ценности из стародавней индоиранской общности, которая оказала огромное влияние на религиозные представления многих народов. Таким образом, верхний пирог символизировал Бога, средний — Солнце, а нижний означал Землю. Три круга олицетворяли вечность и единство мира. Также стоит отметить, что идея троичности нашла своё отражение в ещё одной традиционной форме приготовления этого блюда — треугольной. В поминальном обряде использовалось только два пирога, как бы символизируя нарушение космической гармонии, вызванное переходом человека в иной мир.


В средние века на территории современной Осетии широко распространилось православное христианство. Аланы, приняв христианство, с глубоким уважением относились к его символам и обычаям. Но при этом местным жителям удавалось сохранить и собственную традицию. Аланские и православные святые до сих пор одинаково почитаются местной церковью и упоминаются в осетинских обрядах в знак многовековой связи религиозных систем, укреплённой взаимным уважением.


В христианской традиции получили новое объяснение и три пирога, так как они стали символизировать Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Прежде солнце зачастую символизировало божественную природу, да и в самом христианстве Христос нередко ассоциируется с солнцем. Таким образом они прекрасно вписались в новую духовную парадигму, что позволило им не утратить свое культурное и религиозное предназначение, сохраняя таким образом ощущение связи времен и память о наследии предков.